Профориентационная работа

Национальный детский технопарк

Обучение в военных учебных заведениях

Следственный комитет

https://drive.google.com/file/d/19T7hXZrhkr1t6RY8cpL2rHD7L_AG7-2h/view

Агитационный ролик о поступлении на следственно-экспертный факультет

 
свернуть

Учреждение образования «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия»

Престиж педагогической профессии в Республике Беларусь

Престиж педагогической профессии в Республике Беларусь

 

В педагоги должны идти не только самые подготовленные, но в первую очередь те, у кого есть склонность к преподаванию.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович анализирует сложившуюся в республике ситуацию дефицита педагогических кадров. Столичная система образования, учитывая острую нехватку преподавателей младших классов, нашла выход из сложившегося дефицита не только в привлечении молодых кадров, но и пенсионеров, опытных педагогов, являющихся золотым фондом образования столицы.

В целом по республике сегодня остается проблема с педагогами по точным наукам — математике, физике, химии. И причин этому несколько. Хотя бы тот факт, что эти предметы сложно осваивать. Кроме того, обладая такими знаниями плюс компьютерной грамотностью, эти специалисты, отработав несколько лет в школе, востребованы на рынке труда и с легкостью находят другую работу, с четким кругом обязанностей и высокой оплатой.

В эту профессию должны идти не только осознанно и не только лучшие, но и те, у кого есть склонность к преподаванию. Потому что мало знать — нужно уметь передать свои знания ребенку.

Школа знает и видит своих воспитанников, понимает, сможет ли молодой человек учить, а не калечить. Именно, школы могли бы давать рекомендации способным ребятам. Кроме того, проблему можно было бы решить через введение обязательного профессионально-психологического собеседования. И тогда можно будет лучше понять мотивацию абитуриента и отсеять случайных людей.

Возможно, следует пойти по пути, по которому пошли при подготовке медицинских кадров. Тем более что в этих профессиях есть много общего: врач ответственен за тело, педагог — за душу. К чему может привести встреча с горе-специалистом? В первом случае — к физической смерти, во втором — к духовной. Так что, согласитесь, ставки высоки. Например, тот же хирург после учебы год проходит практику, где доказывает свою профпригодность и получает лицензию. Возможно, нам следует поступить аналогично и с педагогическими кадрами. Прошел испытание — значит допущен к работе с детьми.

Министерство образования Беларуси проводит работу по повышению престижа профессии учителя.

Профессия учитель

Высказывания великих о профессии учителя

«Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти». Т.Шаш

«Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт». А.Дистервег

«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». Гете.

«Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит». Цицерон

Описание профессии: Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной посей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии расширены. Учителя передают нам знания в вузах, курсах английского языка, учат различным бизнес-наукам как бизнес-тренеры, коучи, работают над нашей пластикой на занятиях по йоге и танцам.

История профессии учитель: Педагогика, как, наверное, известно многим, в переводе с греческого означает «детовождение», то есть воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе. Как сложившаяся наука педагогика занимается раскрытием сущности, целей, задач и закономерностей воспитания, определяет содержание образования и методику обучения. Начало развития педагогики относится к древним векам. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V – IV веках до нашей эры.

Когда-то давно, когда разделения труда не существовало, учителями становились все старшие, наиболее опытные представители племени/общины. При переходе к разделению труда, учителями становились люди, практиковавшие то или иное ремесло и передававшие тот или иной навык/знание. И лишь в ХVIII — ХIХ веках, преподавание как официально признанная профессия стало массовым явлением в Европе и во всём мире.

Основная профессиональная обязанность учителя – проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение новой информации по своему предмету, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу учеников. Цель этого – не только собственно обучение, но и развитие, воспитание.

Кроме того, учитель занимается проверкой работ учеников, подготовкой к урокам (понаблюдайте или вспомните работу хороших учителей – по любой теме у них есть заранее подготовленные пособия, набор индивидуальных заданий и т. п.), участвует в заседаниях педсоветов.

Как правило, он занимается и воспитательной работой (особенно если является классным руководителем) – проводит со школьниками различные интересные и полезные мероприятия, индивидуально разбирается с «проблемными» учениками, готовится к родительским собраниям и проводит их. В среднем непосредственно проведение уроков занимает лишь 50-60 % его рабочего времени.

На первый взгляд кажется, что деятельность учителя должна резко различаться в зависимости от того, что именно он преподает. Однако, как показывает ряд исследований, в реальности эти различия не столь уж велики, в первую очередь человек остается учителем, а уж во вторую становится школьным «физиком», «историком» или «литератором». Зато велика специфика деятельности учителя в зависимости от возраста учеников.

В начальной школе он (или, гораздо чаще, она) – буквально «вторая мама», в первую очередь воспитывающая учеников и удовлетворяющая их эмоциональные потребности, а уже потом - передающая знания.

К старшим же классам учитель становится, в первую очередь, информатором, и ученики вполне обоснованно ожидают, что он в первую очередь научит их, а уж потом будет воспитывать или заботиться об их эмоциональных потребностях.

Социальная значимость профессии в обществе: В ХХI веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Учителя сопровождают нас в течение жизни, с детсадовского возраста. Даже за стенами альма-матер, мы продолжаем учиться. Тренер по фитнессу прячет от нас шоколад и заставляет пробежать ещё несколько километров на беговой дорожке. Бизнес-тренер делится новейшими советами мастерства, делая нас более успешными. Коуч работает с нами, индивидуально указывая на наши ошибки, помогая их исправить. Массовость и уникальность профессии: Основная компетенция успешного учителя, не зависимо от преподаваемой дисциплины и аудитории — эффективная коммуникация. Именно она позволяет донести знания, мотивировать к труду, управлять конфликтами в коллективе. На втором месте — отличное знание предмета. На третьем — терпение, терпение и ещё раз терпение.

 

Личные качества: Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе. Нужно хорошо знать преподаваемые дисциплины, владеть современными методиками обучения и воспитания, уметь и желать общаться с детьми и подростками, иметь высокую мотивацию к такой работе (не зря говорят, что Учитель с большой буквы — это не просто профессия, а призвание человека).

Образование (Что надо знать?): Система образования предлагает широкие возможности обучения для тех, кто хочет стать учителем. Главное решить, что именно и в каком формате Вы хотите преподавать. Если обожаете возиться с малышами, можете стать воспитателем детсада или младшей школы, чему научитесь в педколледже или педуниверситете. Для того чтобы преподавать в вузе, необходимо получить как минимум полное высшее образование, а в идеале — научную степень.

Если же Вы хотите быть бизнес-тренером — получите высшее образование, забудьте обо всём выученном и отправляйтесь в реальный сектор экономики за практическими знаниями. Если о Вас заговорят как об успешном специалисте, Ваш опыт захотят перенять амбициозные коллеги и Ваш тренинговый зал всегда будет полон. Если же Вы станете известны в кругах топ-менеджмента успешных компаний, Вы можете выступать в роли консультанта/коуча, что, по сути, является пиком преподавательской карьеры.

Место работы и карьера: Работают учителя, наряду со школами, гимназиями и лицеями, в учреждениях начального и среднего профессионального образования (ПТУ, училища, колледжи, техникумы). Востребованы они и в учреждениях дополнительного образования: различных кружках, секциях и т. п.

Словосочетание «карьера учителя» не очень привычно в русском языке. Перспективы карьерного роста этих специалистов связаны, прежде всего, с повышением уровня своего педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений, подготовкой успешных учеников (например, весьма почетным считается подготовить победителей предметных Олимпиад).

Возможности для административного и материального роста не очень велики. Так, иногда учителя становятся завучами или директорами школ, переходят на управленческую работу в органы образования или становятся владельцами собственного бизнеса, направленного на оказание образовательных услуг.

Области применения профессиональных знаний: образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы);социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, центры творчества детей и молодежи); работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители, колонии).

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и артистический): воспитатель детского сада; преподаватель высшей школы; прокурор; адвокат; косметолог; арбитр (судья); детская медсестра.

Профессиограмма учитель

Наименование профессии учитель.

Доминирующий способ мышления адаптация – формализация.

Область базовых знаний №1 и их уровень – гуманитарные, естественные науки или математика и статистика (зависит от специальности), уровень 3, высокий (теоретический).

Область базовых знаний №2 и их уровень – педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний).

Профессиональная область педагогика.

Межличностное взаимодействие частое по типу «вместе».

Доминирующий интерес социальный.

Дополнительный интерес артистический.

Условия работы в помещении, мобильный.

Доминирующие виды деятельности профессии учитель:

обучение различным наукам;

объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами;

контроль за усвоением материала;

проведение воспитательной работы с детьми;

помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;

выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;

изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;

построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей;

оказание помощи в формировании личности ученика;

содействие развитию у учеников стремления к освоению новых знаний;

организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;

объяснение текущих социальных событий и явлений;

участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;

составление тематических и урочных планов;

оформление документации (журналов, отчетов).

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности учителя: Способности. Личностные качества, интересы и склонности

преподавательские способности;

ораторские способности;

организаторские способности;

вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);

коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);

хорошее развитие памяти;

высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);

психическая и эмоциональная уравновешенность;

способность к сопереживанию;

склонность к работе с детьми;

умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

высокая степень личной ответственности;

самоконтроль и уравновешенность;

терпимость, безоценочное отношение к людям;

интерес и уважение к другому человеку;

стремление к самопознанию, саморазвитию;

оригинальность, находчивость, разносторонность;

тактичность;

целеустремленность;

артистизм;

требовательность к себе и другим;

наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

 

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

неорганизованность;

психическая и эмоциональная неуравновешенность;

агрессивность;

ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);

эгоистичность;

отсутствие организаторских способностей.

 

Компоненты педагогической культуры учителя:

  1. Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей
  2. Гармоничное умственное, нравственное, и эстетическое развитие
  3. Педагогическое мастерство
  4. Установка на постоянное самосовершенствование
  5. Культура поведения и общения, педагогический такт
  6. Личностная самостоятельность учителя
  7. Общая педагогическая эрудиция и компетентность
  8. Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.

 

Качества, необходимые для эффективной работы

 

  1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников
  2. Умение придать личностную окраску преподаванию
  3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников
  4. Умение управлять собой и детьми
  5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.
  6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность
  7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём
  8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям
  9. Креативность
  10. Способность к рефлексии.

 

Критерии успешности учителя

 

Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

Отношение к себе: Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.

Отношение к работе: Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.

Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

 

Педагог, предпочитаемый детьми

  1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.
  2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.
  3. Деловые качества. Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.
  4. Внешний вид. Хорошо одет. Приятный голос. Общая привлекательность.
свернуть

Дни открытых дверей

Куда пойти учиться

Материалы раздела функционально и содержательно нацелены на профориентационную поддержку учащихся в процессе формирования осознанного личностного и профессионального самоопределения.

В разделе размещены:

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси

Каталог сведений об учреждениях образования Республики Беларусь

Учреждения среднего специального образования

Учреждения высшего образования
Учреждения профессионально-технического образования
свернуть

поделиться в:

Интернет-ресурсы: